Новики кинопроката, рецензии фильмов, актеры кино

«Молчание» — про отступничество

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 StarsОценка: 4,00 ( голосов: 1)
Loading...Loading...

Фильм "Молчание"Только в реально существующем мире у людей всегда есть свобода воли, в то время как любой фильм о природе фактически требует от режиссера, чтобы он превращался во всемогущего Бога на съемочной площадке, заставляя его отвечать на вопросы, которые они сами очень часто поднимают. Несмотря на этот парадокс, в истории кино было много замечательных фильмов о христианской вере, хотя и недостаточно: фильм Карла Теодора Дрейера «Слово», Роберта Брессона «Дневник сельского священника», Жан-Пьера Мелвилла «Леон Морен, священник». Теперь можно добавить к этому списку работу Мартина Скорсезе «Молчание», которую он, наконец, смог воплотить в жизнь за 30 лет работы над адаптацией повести японского писателя Сюсаку Эндо, в которой рассказывается, как в 17 веке иезуитский миссионер сталкивается с выбором отступить от своей веры или придерживаться своих взглядов до конца.

И еще – если рассуждать чисто кинематографическим языком, «Молчание», — это не великий фильм, несмотря на то, что снимал его один из величайших мастеров своего дела уже в таком возрасте, когда он уже понимал в жизни гораздо больше своих сверстников.  Хотя, бесспорно, этот фильм великолепен, но и сюжет в нем достаточно затянут (все-таки фильм идет 2.5 часа и не все смогут выдержать сидеть столько в кино), и в фильме часто присутствуют излишне скучные моменты и неприятные для восприятия эпизоды в самые важные моменты фильма.

Рецензия на фильм «Молчание»

фильм «Молчание»В основе фильма «Молчание» лежит вопрос: что значит стать отступником? Хотя сценарий (который Скорсезе адаптировал с Джеем Коксом, его соратником по «Эпохе Невинности» и «Бандам Нью-Йорка») предназначен, чтобы мы сами рассмотрели этот вопрос на каком-то глубоком философском уровне, лучше бы все это объяснили в фильме на более простом уровне. Для тех, кто не разбирается в тонкостях христианского вероучения, “отступничество” означает такое действие, посредством которого кто-либо отказывается от своей веры. Если брать контекст данного фильма, то здесь это изображения Иисуса Христа и Девы Марии (или религиозные фрески Марии или Иисуса). Здесь отступничество — это оружие, с помощью которого японские чиновники XVII-го века (им в это время угрожали расправой европейские колониальные державы, которые могли внедрить христианскую веру в Японию, что они уже и сделали со множеством других стран) боролись с распространением христианства среди крестьян, считавших, что их страдания могут облегчить нахождение в загробном мире.

В фильме Скорсезе “Кундун”, который не производил такое резкое впечатление, будущий Далай-Лама изучает Четыре Благородные Истины буддийского учения. “Каковы причины страдания?” — спрашивает его учитель. На это его ученик отвечает: “Гордость. Гордость заставляет страдать”. Это бесценное прозрение, и персонаж Гарфилда, слишком самоуверенный молодой падре по имени Себастьян Родригес, может его хорошо понять. Хотя Родригес уверен, что его величайшее препятствие на пути к Богу — это молчание (он постоянно молится, но Бог никогда не отвечает на его молитвы), сюжет строится на нерушимом высокомерии персонажа. Вместе с другим португальским священником Франциско Гаррпе (водитель, в чьем худощавом лице мы видим всю важность классических икон), Родригес обращается за просьбой к главе его иезуитской общины (Киран Хайндс), чтобы он разрешил им отправиться в Японию. Там они хотят выяснить, что стало с их наставником, отцом Криштованом Феррейра (Лиам Нисон). Их единственная зацепка-это письмо, которое очень долго не хотели отправлять и в котором было написано о чудовищных пытках, которые проводили на христианских священниках и новообращенных. Тем самым у тех, кто прочитал письмо, сложилось впечатление, что японцы хотели предотвратить распространение религии. Все это вместе со слухами, что Феррейра, в конце концов,  отрекся от веры и сейчас живет с женой в Японии, не давало понять суть всего происходящего там.

Для искренне верующего Родригеса эта миссия представляет собой возможность делать добро, предлагая не только спасение душ дикарям, но и возможность прославиться. Он совершает путешествие, которое, несмотря на долгий хронометраж фильма в  два часа сорок одну минуту, проходит в мгновение ока — в полном осознании того, что он мог бы принять мученическую смерть за свои действия. Вместе со страданием он также получает Божественную награду за свои поступки (включая возможность получать озарение, привилегированное место в раю, и, в конце концов, лик святых), и, по крайней мере, в романе Эндо он стремится к такой возможности.

Реальность, с которой столкнутся Родригес и Гаррпе, будет настолько шокирующей, насколько они и представляли. Это все заключается в пытках, когда кипятком поливают обнаженные тела, женщин, обернутых соломой, поджигают. И все-таки Родригес упорно продолжает свои поиски, сознательно рискуя своей безопасностью для того, чтобы найти и служить “Какурэ-кириситан” (или “скрытым христианам”), которые были загнаны в катакомбы этими страшными пытками и у которых он спрашивал о местонахождении Феррейры при каждой новой встрече.

Первый японец, которого встречают миссионеры, — это хитрый бывший христианин по имени Кичиджиро (Ёскэ Кубодзука), чье подлое поведение изгоя общества предполагает, как этот актер мог бы сыграть роль Голлума. Кичиджиро отступил от своей веры уже один раз, и он будет неоднократно предавать свою веру и молить о прощении. Вообще, на кастинг японских персонажей как будто специально подобрали таких актеров, которые похожи на своих омерзительных героев как две капли воды. По сравнению с гуманно изображенными коренными жителями из фильма Роланда Йоффе «Миссия», японцы здесь ведут себя почти как звери, и в них не осталось ничего человеческого. Например, у постоянно пугающего своими действиями инквизитора по имени Иноуэ (Иссей Огата) льстивый голос, и он ведет себя наигранно любезно, что очень напоминает японский аналог нацистского полковника Кристофа Вальца в «Бесславных ублюдках».

Фильм «Молчание» — работа всей жизни режиссера

Все эти моменты Скорсезе, конечно,  специально решил оставить в свое фильме, чтобы создать такой фильм мечты, который не только заставит вас пересматривать его несколько раз, но и практически требует от режиссера, чтобы все получилось таким жестоким. Здесь, как и прежде, он доносит до нас захватывающую визуальную составляющую проекта с помощью художника-постановщика Данте Ферретти и оператора Родриго Прието, чтобы создать надолго врезающиеся в память  драматические сцены.

Те, кто любит творчество Скорсезе, точно смогут понять его фильм и оценить все силы, вложенные в работу всей его жизни!




Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Звезды Голливуда
Опрос

Какой жанр фильмов Вам больше всего нравится?

Показать результаты

Loading ... Loading ...
Последние обзоры фильмов